Разработка учебных материалов

Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Разработка учебных материалов

 

Учебно-методические материалы нового поколения

Формирование учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, предполагается осуществлять двумя путями. С одной стороны, будет происходить развитие существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников за счет их расширения наборами цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Эффективное использование возможностей информационных технологий широким кругом учителей, работающих по определенным учебникам, возможно лишь в том случае, когда цифровые ресурсы четко привязаны к данным учебникам. Это позволит учителю работать по привычному для него учебнику и применять современные информационные средства, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения.

Наборы ЦОР к учебникам могут иметь следующую структуру:

С другой стороны, планируется создание инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) и информационных источников сложной структуры (ИИСС)

ИУМК  должны полностью обеспечивать потребности организации учебного процесса по выбранному предмету. Они должны быть построены на новых педагогических технологиях, на деятельностном подходе, формировании новых компетенций. Они ориентированы на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса. Такие инновационные комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.  Важным принципом создания ИУМК в проекте является их открытость, предусматривающая возможность использования их ресурсов в материалах, создаваемых учителями и учащимися; возможность создания с помощью инструментов УМК новых ресурсов, расширяющих данный УМК и связанные с ним (в частности, посредством ссылок); возможность для учителя изменять и строить новые траектории представления материала.

Инновационные учебно-методические комплексы могут иметь следующую структуру:

Информационные источники сложной структуры должны способствовать активизации учения, конструированию учащимися нового знания. Они  ориентируют учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий,  изменяющих образовательную среду. Он должен обеспечивать системное внедрение и активное использование ИКТ в учебном процессе общеобразовательных учреждений. ИИСС должны улучшить преподавание тех разделов и тем, которые трудно учить обычными методами.

Использование ИИСС должно  повысить мотивацию учащихся, стимулировать их увлеченность школьным предметом; способствовать повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе, включая формирование таких характеристик, как:

  • способность учиться;
  • коммуникабельность, умение работать в коллективе;
  • способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;
  • способность самостоятельно мыслить и действовать;
  • способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общеучебные  умения и навыки.

ИИСС может иметь следующую структуру:

В рамках программы А2.1 «Разработка образовательных ресурсов» проекта ИСО в настоящее время реализуются 3 типа конкурсов, целью которых является разработка учебных материалов нового поколения для системы общего образования:

  • «Формирование наборов цифровых образовательных ресурсов, расширяющих учебники/УМК, рекомендованные (допущенные) к использованию в учебном процессе» (ELSP /A2/Gr/001-002, ELSP /A2/Gr/001-005),
  • «Разработка инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования» (ELSP /A2/Gr/ 001-001),
  • «Разработка информационных источников сложной структуры для системы общего образования» (ELSP /A2/Gr/ 001-004).

Ход проведения и основные результаты конкурсов на разработку учебных материалов нового поколения отражены в таблицах:

 

Предметная область

Всего подано заявок

Всего разработано планов-проспектов на 2 этапе

Всего победителей

 

Всего заявок, отклоненных по итогам экспертизы

I. I

Наборы ЦОР – основной раунд

209

108

Заключено 29 договоров на разработку 76 комплектов ЦОР к 60 учебникам

180

 

1

Математика, информатика

35

26

5

30

2

Филология

30

11

2

28

3

Естествознание

65

32

9

56

4

Обществознание

50

22

8

42

5

География

4

1

-

4

6

Музыка

1

1

1

-

7

Начальная школа

23

14

4

19

8

Технология

1

1

-

1



Предметная область

Всего подано заявок

Всего разработано планов-проспектов на 2 этапе

Всего победителей

 

Всего заявок, отклоненных по итогам экспертизы

I. II

Наборы ЦОР – дополнительный раунд

53

Разработка планов-проспектов не предусматривалась

25 победителей рекомендовано экспертной комиссией для утверждения на СК НФПК 1 марта 2007 года

28

 

1

Математика, информатика

9

 

4

5

2

Филология

5

 

1

4

3

Естествознание

9

 

3

6

4

Обществознание

5

 

4

1

5

География

4

 

-

4

6

Искусство

2

 

1

1

7

Начальная школа

12

 

5

7

8

Технология

5

 

5

-

9

ОБЖ

2

 

2

2



Предметная область

Всего подано заявок

Всего разработано планов-проспектов на 2 этапе

Всего победителей

 

Всего заявок, отклоненных по итогам экспертизы

II

ИУМК

240

96

37

203

 

1

Математика, информатика

42

15

5

37

2

Филология

29

8

4

25

3

Естествознание

71

35

9

62

4

Обществознание

37

11

7

30

5

География

8

8

2

6

6

Искусство

11

3

2

9

7

Начальная школа

28

10

7

26

8

Технология

11

5

1

10

9

ОБЖ

3

1

-

3

 

 

Предметная область

Всего подано заявок

Всего разработано планов-проспектов на 2 этапе

Всего победителей

 

Всего заявок, отклоненных по итогам экспертизы

III

ИИСС

265

139

86

183

 

1

Математика, информатика

54

31

2 5

32

2

Филология

26

12

9

17

3

Естествознание

90

41

18

72

4

Обществознание

44

28

16

28

5

География

10

8

9

2

6

Искусство

15

9

4

5

7

Начальная школа

15

8

4

11

8

Технология

10

2

1

9

9

ОБЖ

1

-

-

1

 
 ©, 2009, E-Publish