Педагогические ВУЗы

Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Педагогические ВУЗы

 

Проект «Информатизация системы образования» Федеральный компонент

Программа В1. Организация обучения будущих и работающих педагогов и руководителей учреждений образования применению ИКТ в образовании.

Подпрограмма В1.4 «Подготовка будущих учителей»

«Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов» (на базе Лаборатории цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования)

Описание проблемы

В настоящее время в рамках различных конкурсов, проводившихся Министерством образования и науки России (ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды») и НФПК (9 тур Конкурса «Создание учебной литературы нового поколения на электронных носителях для общеобразовательной школы»), а также за счет собственных средств фирм-разработчиков создано большое количество учебных материалов на электронных носителях. К середине 2008 г. этот перечень будет существенно расширен за счет разработок, осуществление которых запланировано по проекту ИСО. Однако, как показывают исследования, разработанные материалы недостаточно широко и эффективно используются учителями в учебном процессе. Это объясняется целым рядом причин, главная из которых неподготовленность рядового учителя к активному включению цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебный процесс, отсутствие у него необходимых навыков, а также мотивации, основанной на понимании очевидных преимуществ использования ЦОР.

Полноценное решение задач информатизации школы невозможно без дополнительных усилий по совершенствованию методической подготовки будущих учителей, без обучения их методам работы с современными коллекциями ЦОР, методике педагогического проектирования учебного процесса на основе использования ЦОР при проведении конкретного урока.

Разработка материалов для подготовки будущих педагогов к использованию ЦОР не является абсолютно новым делом. Такая подготовка уже много лет ведется, в том числе, как составная часть подготовки в области использования ИКТ в учебном процессе. Однако принципиально важно, чтобы будущие учителя осваивали новые учебные средства не столько на занятиях по ИКТ, сколько в рамках общеобразовательных, общеметодических курсов, а также курсов по методике преподавания соответствующих предметных дисциплин.

Потребность совершенствования методической подготовки студентов (будущих учителей) в высших учебных заведениях, включения в учебный процесс в качестве обязательных составляющих освоение методов использования ЦОР в учебном процессе достаточно хорошо осознается работниками высшей школы. Однако в высших учебных заведениях сегодня отсутствуют необходимые для этого материально-технические условия, подготовленные кадры и проверенные на практике учебно-методические разработки.

Таким образом, требуются специальные усилия, чтобы высшие учебные заведения, которые готовят будущих учителей, стали центрами создания новых методов педагогической работы, основанных на использовании ЦОР, а также распространения знаний о проектировании деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной учебной среды.

 

Целью работ, выполняемых по данному направлению, является изменение практики методической подготовки студентов в высших учебных заведениях, которые осуществляют подготовку будущих учителей, с учетом потребностей современной российской школы в условиях информатизации системы образования, включение в профессиональную подготовку будущих учителей освоение методов использования ЦОР в учебном процессе.

В ходе выполнения работ по данному направлению вузом должны решаться следующие задачи:

  • Разработка учебных программ и учебно-методических материалов
    • для подготовки будущих педагогов методике использования ЦОР в своей профессиональной работе (по 6 образовательным областям)
    • для подготовки будущих педагогов в области педагогического проектирования учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды
  • Проведение экспериментальной учебной работы со студентами с использованием разработанных программ и учебно-методических материалов;
  • Ввод в действие Лаборатории цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования (далее - Лаборатория) и обеспечение учебно-методической работы на ее базе;
  • Подготовка предложений по изменению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям педагогического образования с учетом полученных результатов экспериментального обучения;
  • Широкое информирование педагогической общественности о ходе и результатах работ, проводимых в данного направления, а также обеспечение доступности разрабатываемых материалов и накопленного педагогического опыта для самого широкого круга специалистов (Интернет, семинары и конференции, публикации в педагогической прессе и т.п.);
  • Подготовка материалов для сборников учебно-методических материалов для обучения студентов педагогических вузов методике использования ЦОР в учебном процессе по 6 образовательным областям, а также по основам педагогического проектирования деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной среды.

В ходе решения поставленных задач необходимо:

  • максимально полно использовать учебные материалы нового поколения, которые разрабатываются в рамках программы «Учебные материалы нового поколения» проекта ИСО, в учебно-методической работе Исполнителя, что является приоритетным для проекта.
  • максимально полно использовать возможности Лаборатории при проведении учебно-методической работы вуза по данному проекту.

Результатами выполнения каждым вузом-Исполнителем работ, предусмотренных данным направлением, должны стать:

  • программы и учебно-методические материалы (не менее 7 модулей/курсов общей продолжительностью не менее 180 учебных/аудиторных часов), разработанные и опробованные в ходе экспериментального обучения студентов:
    • для подготовки будущих педагогов методике использования ЦОР в своей профессиональной работе (по 6 образовательным областям)
    • для подготовки будущих педагогов в области педагогического проектирования учебных материалов и педагогического проектирования деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды,

которые будут доступны преподавателям всех педагогических вузов,

  • прошедшие подготовку в области эффективного использования ЦОР в учебном процессе и педагогического проектирования студенты/будущие учителя (не менее 125 человек),
  • повысившие квалификацию и способные обеспечить новый уровень методической подготовки своих студентов в области использования ЦОР в учебном процессе и педагогического проектирования преподаватели (не менее 15 человек),
  • специализированная Интернет-страница, отражающая ход и результаты выполнения работ в рамках настоящего ТЗ и содержащая учебно-методические материалы по каждому учебному модулю/курсу,
  • полноценно и постоянно функционирующая лаборатория ЦОР и педагогического проектирования, обеспечивающая учебно-методическую работу Исполнителя по использованию ИКТ в учебном процессе и педагогическому проектированию,
  • модель экспериментального включения в учебные программы Исполнителя новых учебных модулей и курсов, которые обеспечивают подготовку студентов в области использования ЦОР в учебном процессе и педагогического проектирования,
  • предложения по изменению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям педагогического образования.

Дополнительным показателем успешности должны стать новые образцы цифровых учебных материалов, разработанные в ходе учебной работы. Лучшие разработки Исполнителя будут включены в единую коллекцию ЦОР, создаваемую в рамках федерального компонента проекта ИСО.

Срок выполнения работ

 

Общий срок выполнения работ: 26 месяцев.

Начало работ (дата заключения договора): 27 апреля 2006 г.

Завершение работ: 30 июня 2008 г.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  • первый этап: апрель 2006 г. - март 2007 г.;
  • второй этап: апрель 2007 - август 2007 г.;
  • третий этап: сентябрь 2007 г. - июнь 2008 г.

 

 
 ©, 2009, E-Publish