Ход работ

Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Ход выполнения работ

 

Статус работ по разработке инструмента для оценки компетентности школьников и учителей в области использования ИКТ (ELSP/B1/C/020-05)

В ходе выполнения работ по данному ТЗ Исполнителем - Центром развития образования  -  за отчетный период  (февраль – сентябрь 2007 г.) выполнены следующие работы:

  1. В марте 2007 г. на базе РКЦ-ММЦ проведен 2-й этап тестирования учащихся в регионах проекта ИСО, в котором приняло участие свыше 20 000  9-классников из  712  образовательных учреждений различного типа.  Число участников тестирования в 5 раз превышает показатели  2006 г. В отличие от 1-ого этапа в 2007 г. выборка участников тестирования в 2007 году была случайной, учреждения отбирались с помощью анализа сети образовательных учреждений регионов в информационно- методических системах на сайтах регионов. Кроме того, был осуществлен переход на 5-ти уровневую оценку ИКТ-компетентности. 79,4 % учащихся от общего количества участников тестирования продемонстрировали положительные результаты (базовый уровень и выше). Официальная информация о результатах тестирования учащихся была направлена в регионы.
  2. По итогам тестирования 9-классников в каждом регионе был определен победитель, которому вручен памятный подарок. Школа, в которой учится победитель,  получила  благодарственное письмо от Министерства образования и науки РФ.
  3. В целях стимулирования к участию в тестировании по ИКТ-компетнтности учащихся в 2-х регионах – Пермском и Ставропольском краях -  результаты тестирования  засчитывались учащимся  как экзамен по информатике.
  4. Впервые проведено тестирование учителей в регионах проекта ИСО, в котором приняли участие около 7000 педагогов. В тестировании участвовали учителя  по всем учебным дисциплинам, преподающие в тех классах, ученики которых также проходили тестирование. Кроме тестирования было также проведено дополнительное обследование (анкетный опрос), цель которого заключалась в выявлении наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на уровень ИКТ-компетентности учителей. В инструментарий исследования (анкеты) были включены различные блоки вопросов. Одни из них были направлены на выявление влияния социально-стратификационных факторов, другие были связаны с образом жизни респондентов, третьи затрагивали непосредственно профессиональную деятельность педагога (анализ результатов анкетирования см. ниже).
    Процент учителей, успешно прошедших тестирование (т.е. показавших базовый уровень и выше), составил 90,57%. Официальная информация о результатах тестирования учителей была направлена в регионы.
  5. Впервые в качестве эксперимента проведено тестирование студентов 7 педагогических вузов из регионов проекта ИСО. Всего в тестировании приняло участие 1817 студентов, 93 % их них показали положительные результаты  (базовый уровень и выше). Официальная информация о результатах тестирования студентов была направлена ректорам вузов.
    Данный эксперимент получил положительную оценку представителей педагогических вузов. Большинство вузов выразили намерение продолжить работу в данном направлении, а некоторые  заключили с Центром развития образования договор о совместной деятельности.
  6. Проведен  анализ результатов тестирования учащихся и учителей, подготовлен итоговый отчет  о проведении тестирования, включающий отчет о результатах  исследования особенностей выполнения учащимися  различных типов контрольных заданий, а также общие рекомендации для региональных органов управления образованием.
  7. Продолжается работа по доводке Инструмента и корректировке/уточнению  тестовых  заданий с учетом результатов тестирования.
  8. Достигнуты договоренности о проведении совместной деятельности по оценке ИКТ-компетентности между Центром развития образования и органами управления образованием ряда регионов, получивших целевое финансирование на распространение результатов проекта ИСО.  В 2-х регионах – Ханты-Мансийском автономном округе и в Самарской области – уже проведены обучающие семинары по работе с Инструментом оценки ИКТ-компетентности и организации тестирования,  в 5 регионах (Московская область, Новгородская область,  Ярославская область, Республика Чувашия и Республика Татарстан) такое обучение запланировано на  октябрь 2007 г.
  9. В целях обеспечения качества подготовки Инструмента и тестовых заданий и его конкурентноспособности на рынке образовательных услуг, а также в связи с решением Стратегического комитета НФПК подготовлены предложения по составу Экспертной комиссии  по вопросам оценки ИКТ-компетентности. В настоящее время  список комиссии находится на согласовании.
  10. В рамках работ по продвижению  Инструмента подготовлен пакет документов для сертифицирования  Центра тестирования. В настоящее время  он проходит юридическую экспертизу.
  11. На Интернет-сайте программы (www.ictest.ru) активно ведется работа по информированию педагогической общественности о ходе и результатах  реализации работ, материалы сайта постоянно обновляются.  Подготовлен и размещен на сайте  газеты «1 сентября»  дистанционный курс  по подготовке к тестированию.
  12. Результаты  работы по программе  регулярно публикуются в СМИ (газета «1 сентября», Вести образования, Вестник МГПУ и др.), представляются  на различных конференциях и семинарах.

Существующие трудности:

  1. На сегодняшний день не разработана ясная программа продвижения созданного Инструмента на рынок образовательных услуг.
  2. Остается актуальной разработка нормативных документов по стимулированию к участию в тестировании по ИКТ-компетентности учащихся и педагогов на региональном и федеральном уровнях.
 
 ©, 2009, E-Publish