Содержание работ

Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Содержание работ

 

Создаваемый Инструмент для оценки компетентности школьников и учителей в области использования ИКТ предполагает измерение не только и не столько степени овладения технологическими навыками работы с компьютером, сколько выявление способности учащихся и педагогов к психологическому продуцированию, переработке и передаче информации с помощью современных информационных (компьютерных) технологий.

Важной задачей при разработке Инструмента оценки компетентности учащихся и учителей в сфере ИКТ является доказательство его валидности. Для решения этой задачи предполагается использование специальных психометрических процедур, а также проведение сопоставления результатов тестирования с уже существующими методиками, доказавшими свою валидность.

Процедура проведения измерений ИКК называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся и педагоги выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий. Будучи встроены в программную оболочку инструмента, задания превращаются в автоматизированный тест. Общая продолжительность теста не должна превышать 2-х астрономических часов.

При разработке Инструмента большое внимание  уделяется соблюдению эргономических требований к экранным элементам его программной оболочки (цветовая гамма, подбор шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами для обеспечения хорошей «читабельности» текста, качество графических изображений, заполняющих экранное пространство, а также  вставляемых аудио- и видеофрагментов), обеспечению высокого уровня интерактивности программной среды, «дружественности» интерфейса, продуманной системе помощи, подсказок, комментариев.
Разрабатываемые тестовые вопросы должны проходить постоянную апробацию  на 45-50 учащихся и 40 учителях двух образовательных учреждений Калужской области  (городское и сельское), которые отобраны  рекомендации РКЦ (МОУ средняя школа №13 г.Калуги и  МОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа»). Перед проведением ежегодного массового тестирования 9-классников и учителей в регионах проекта ИСО (весной 2007 и 2008 г.г.) текущая версия Инструмента должна пройти пилотное тестирование на представительной выборке школьников и учителей Калужской области (не менее 400 школьников и не менее 500 учителей).  Список образовательных учреждений, учащиеся и учителя  которых примут участие в пилотном тестировании, предварительно согласуется с НФПК.

В результате выполнения работ, описываемых в настоящем техническом задании, должен быть разработан проверенный на практике (работоспособный) инструмент для проведения автоматизированной оценки ИКК учащихся и учителей общеобразовательной школы. Инструмент должен включать в себя как средства для проведения автоматизированного измерения ИКК школьников и учителей, так и наборы контрольных заданий для учащихся и учителей, а также руководство для организации и проведения тестирования школьников и учителей и методические материалы/рекомендации, которые  обеспечивают возможность подготовиться к выполнению соответствующих контрольных заданий.

Этап

Сроки

Виды работ

Результаты работ

 

Этап 1

ноябрь – декабрь 2005 г.

  • Формирование рабочей группы реализации проекта (концептуальная группа; специалист по работе с данными; технический организатор, методисты, привлеченные эксперты)

Список рабочей группы

  • Составление индивидуальных планов работы членов рабочей группы

План работы на весь период реализации проекта с точным указанием функциональных обязанностей по персоналиям

  • Проведение переговоров с региональными исполнителями и руководителями системы образования

Договора о совместной деятельности в рамках проекта

  • Анализ существующих исследований, разработок и действующих инструментов для автоматизированной оценки ИКК школьников

Краткое описание существующих исследований, разработок и действующих инструментов для автоматизированной оценки ИКК школьников, их сравнительная оценка

  • Проведение на основе анализа существующих разработок необходимых уточнений имеющегося структурного описания Инструмента, спецификаций для разработки КИМ и требований к оболочке Инструмента

Структурное описание Инструмента

 

  • Участие в работе Международной конференции ИТО-2005

Тезисы докладов

 

 

  • Подготовка и представление в НФПК содержательного отчета по 1-ому этапу

Описание работ, выполненных за отчетный период



Этап

Сроки

Виды работ

Результаты работ

 

Этап 2

январь – август 2006 г.

Определение целей тестирования и возможных вариантов использования полученных оценок учащихся

Аналитическая справка

Определение используемого в тесте содержания (content), уровня трудности тестовых заданий и используемой шкалы оценок для учащихся

Проведение исследований для оценки валидности теста для учащихся

Выбор используемого материала из предметных (образовательных) областей и уровней когнитивной сложности заданий

Подготовка спецификаций для разработки КИМ и требований к используемой оболочке (программно-технической среде)

Спецификации для разработки КИМ

Требования к программно-технической среде

Создание Интернет-страницы для консультационной поддержки и обучения специалистов в регионах и для информирования педагогической общественности о ходе выполнения работ.

Интернет-страница

 

Разработка исходного (начального) набора контрольных заданий и их формат для учащихся

Исходный набор контрольных заданий для учащихся (не менее 22 вопросов)

Проведение апробации разрабатываемых тестовых вопросов (не менее двух раз в двух образовательных учреждениях Калужской области)

Отчет о результатах проведении апробации

Проведение экспертной оценки и редактирования контрольных заданий для учащихся

Справка о доработке по результатам оценки и редактирования контрольных заданий для учащихся

Разработка специализированных блоков Инструмента для проведения оценки компетентности учащихся в области использования ИКТ

Описание выполненных работ

Размещение КИМ в программной оболочке Инструмента для учащихся.

Сборка подготовленных контрольных заданий для учащихся и техническая отладка пробной версии Инструмента.

Подготовка и тиражирование руководства (инструкции) для организации и проведения тестирования школьников (не менее 500 экземпляров).

  •  

Инструкция для организации и проведения тестирования

 

Подготовка и тиражирование методических материалов по подготовке к тестированию (для учащихся) (не менее 500 экземпляров)

Методические материалы по подготовке к тестированию (для учащихся)

 

Разработка программы испытаний пробной версии Инструмента.

Программа испытаний

 

Сопровождение пилотного тестирования Инструмента на представительской выборке школьников Калужской области (400 учащихся в 2005-2006 учебном году), анализ результатов апробации

Аналитическая справка по результатам пилотного тестирования Инструмента

 

Определение плана доработки Инструмента

План доработки Инструмента

Доработка контрольных заданий для учащихся, программных средств и методических материалов с учетом результатов пилотного тестирования

Справка о выполнении необходимых доработок

Подготовка первой производственной версии Инструмента

первая производственная версия Инструмента

Проведение рабочих и обучающих семинаров с участниками проекта в Москве и в регионах (не менее 10 семинаров, продолжительность 1-2 дня, количество участников - не менее 15 человек)

Материалы семинаров, в т.ч. программа, список участников, рабочие документы

Подготовка Инструмента на CD для проведения тестирования и отправка в регионы (не менее 150 экземпляров)

Инструмент на С D для проведения тестирования в регионах

 

Методическое сопровождение тестирования 9-классников в регионах проекта ИСО (не менее 200 школ и 4000 учащихся), в т.ч.

    • организация выездов в регионы для контроля за проведением тестирования в регионах проекта (не менее 7).
    • подготовка сертификатов для участников тестирования (не менее 4000 экз.)
    • анализ результатов тестирования
    • подготовка рекомендаций для региональных органов управления образованием по результатам тестирования .

Итоговый отчет о результатах тестирования 9-классников в регионах проекта ИСО.

Рекомендации для региональных органов управления образованием о дальнейших шагах по повышению уровня ИКК учащихся ( по результатам тестирования).

 

 

Информирование педагогической общественности о ходе и результатах работ (размещение подготавливаемых материалов на сайте, публикация в СМИ, проведение дискуссий с использованием Интернет)

Публикации на сайте проекта.

Материалы печатных изданий в СМИ (не менее 3).

Проведение круглого стола по вопросам измерения ИКТ-компетентности (продолжительность – 1 день, количество участников не менее 25)

Материалы круглого стола «ИКТ-компетентность: парадоксы выделения фундаментальных составляющих параметров и их измерение»



Этап

Сроки

Виды работ

Результаты работ

 

 

 

Подготовка и представление в НФПК содержательного отчета по 2 -ому этапу

Описание работ, выполненных за отчетный период

Этап 3

сентябрь – декабрь 2006

 

  • Доработка дизайна Инструмента по результатам тестирования учащихся

Справка о результатах доработки

  • Внесение необходимых изменений в существующие контрольные задания для учащихся с учетом результатов тестирования и валидизации КИМов
  • Определение целей тестирования и возможных вариантов использования полученных оценок для тестирования учителей

Аналитическая справка по результатам работы

  • Определение используемого в Инструменте содержания (content), уровня трудности тестовых заданий и используемой шкалы оценок для учителей.
  • Проведение рабочего семинара по обсуждению подходов к тестированию учителей (продолжительность - 1-2 дня, количество участников - не менее 15 человек)

Материалы рабочего семинара, в т.ч. программа, и список участников, рабочие документы

  • Подготовка контрольных заданий для учителей (не менее 22 вопросов), проведение их апробации (не менее двух раз в двух образовательных учреждениях Калужской области)

Отчет о результатах проведения апробации контрольных заданий для учителей

  • Информирование педагогической общественности о ходе и результатах работ (участие в работе конференций, размещение подготавливаемых материалов на сайте и публикация в СМИ)

 

Публикации на сайте проекта

Отчет об участии в конференциях, презентации докладов (не менее 3).

Материалы печатных изданий в СМИ (не менее 4).

  • Проведение переговоров с региональными исполнителями и руководителями системы образования.

Договора о совместной деятельности в рамках проекта.

 

 

  • Подготовка и представление в НФПК содержательного отчета по 3-ему этапу

Описание работ, выполненных за отчетный период



Этап

Сроки

Виды работ

Результаты работ

 

Этап 4

январь –апрель 2007

 

  • Подготовка Инструмента на CD для проведения пилотного тестирования учителей и отправка в Калужскую область (не менее 30 экземпляров)

Инструмент на С D для проведения пилотного тестирования в Калужской области

  • Методическое сопровождение пилотного тестирования учителей в Калужской области (не менее 500 учителей).

Отчет по результатам пилотного тестирования учителей

  • Подготовка дополнительных контрольных заданий для учащихся (не менее 25 вопросов), проведение их апробации, (не менее двух раз в двух образовательных учреждениях Калужской области)

Отчет о проведении апробации дополнительных вопросов для учащихся

 

  • Проведение семинаров с участниками проекта, учителями, организаторами и администраторами тестирования в регионах (не менее 8 семинаров, продолжительность - 1-2 дня, количество участников - не менее 15 человек)

Материалы семинаров, в т.ч. программа, список участников, рабочие документы

  • Консультирование специалистов, организующих тестирование ИКТ-компетентности (организаторов и администраторов) в регионах проекта ИСО (по электронной почте, через форум сайта, «горячую телефонную линию» и др.)

Подготовка и тиражирование инструкций для проведения тестирования учащихся и учителей (не менее 500 экземпляров) и методических материалов по подготовке к тестированию (для учащихся и учителей) (не более 500 экземпляров)

Инструкции по проведению тестирования учащихся и учителей в 2007 г.

Методические материалы по подготовке к тестированию (для учащихся и для учителей)

 

 

  • Подготовка Инструмента для учащихся на CD для проведения тестирования и отправка в регионы (не менее 150 экземпляров)

Инструмент на С D для проведения тестирования учащихся в регионах

 

  • Подготовка графиков проведения тестирования учителей и учащихся.

Графики проведения тестирования учителей и учащихся

 

  • Методическое сопровождение работ по оценке компетентности учащихся (не менее 12   000 чел.) и учителей (не менее 1000 чел.) в сфере ИКТ в регионах проекта ИСО в 2006/07 учебном году , в т.ч.
  • выборочный выезд в регионы для контроля за проведением тестирования (не менее 4).
  • подготовка сертификатов для участников тестирования (не менее 15 000 экз.)
  • анализ результатов тестирования
  • подготовка рекомендаций для региональных органов управления образованием по результатам тестирования .

 

Итоговый отчет о проведении тестирования учителей и учащихся, в т.ч.

отчет о результатах исследования особенностей выполнения учащимися различных типов контрольных заданий.

Рекомендации для региональных органов управления образованием о дальнейших шагах по повышению уровня ИКК учащихся и учителей ( по результатам тестирования).

 

 

  • Внесение необходимых изменений в существующие контрольные задания и/или подготовка дополнительных контрольных заданий для учителей и учащихся по результатам тестирования.

Справка о результатах доработки

 

 

 

  • Информирование педагогической общественности о ходе и результатах работ (размещение подготавливаемых материалов на сайте и их публикация в СМИ, участие в работе конференций, проведение дискуссий с использованием Интернет)

 

Публикации на сайте проекта.

Отчет об участии в конференциях, презентации докладов (не менее 3).

Материалы в печатных СМИ (не менее 4).

 

 

  • Подготовка и представление в НФПК содержательного отчета по 4-ому этапу

Описание работ, выполненных за отчетный период



Этап

Сроки

Виды работ

Результаты работ

 

Этап 5

май – ноябрь 2007

 

  • Подготовка Инструмента на CD для проведения пилотного тестирования учителей и отправка в Калужскую область (не менее 30 экземпляров)

Инструмент на С D для проведения пилотного тестирования в Калужской области

 

  • Методическое сопровождение пилотного тестирования учителей в Калужской области (не менее 500 учителей).

Отчет по результатам пилотного тестирования

  • Подготовка дополнительных контрольных заданий для учащихся и учителей; проведение их апробации (не менее двух раз в двух образовательных учреждениях Калужской области)

Отчет о проведении апробации дополнительных контрольных заданий для учащихся и учителей

  • Информирование педагогической общественности о ходе и результатах работ (размещение подготавливаемых материалов на сайте и публикация их в СМИ, участие в работе конференций, подготовка материалов для издания).

 

Материалы на сайте проекта.

Отчет об участии в конференциях, презентации докладов (не менее 3).

Публикации в печатных СМИ (не менее 4).

Публикация материалов по вопросам тестирования для

«Библиотечки директора школы»

  • Подготовка рекомендаций по использованию Инструмента для измерения ИКТ-компетентности школьников в рамках ЕГЭ

Рекомендации по использованию Инструмента в рамках ЕГЭ

  • Проведение семинаров с участниками проекта по теме «ИКТ-компетентность учителей и учащихся, анализ полученных результатов» (не менее 3 семинаров, продолжительность - 1-2 дня, количество участников - не менее 15 человек)

Материалы семинаров, в т.ч. программа, список участников, рабочие документы

 

 

  • Подготовка и представление в НФПК содержательного отчета по 5-ому этапу

Описание работ, выполненных за отчетный период



Этап

Сроки

Виды работ

Результаты работ

 

Этап 6

декабрь 2007 – май 2008

 

  • Подготовка дополнительных контрольных заданий для учащихся и учителей, проведение их апробации (не менее двух раз в двух образовательных учреждениях Калужской области).

Отчет о проведении апробации дополнительных контрольных заданий для учителей и учащихся

 

  • Доработка дополнительных контрольных заданий для учащихся и учителей по результатам апробации

Справка о доработке дополнительных контрольных заданий для учащихся и учителей по результатам апробации

  • Подготовка Инструмента на CD для проведения тестирования учащихся и педагогов. Отправка в регионы (не менее 400 экземпляров).

Инструмент на С D для проведения тестирования в регионах

  • Подготовка графиков проведения тестирования учащихся и учителей

Графики проведения тестирования учащихся и учителей

  • Методическое сопровождение работ по оценке компетентности учащихся (не менее 36 000 чел.) и учителей (не менее 4000 чел.) в сфере ИКТ в регионах проекта ИСО в 2007/08 учебном году, в т.ч.
  • выборочный выезд в регионы для контроля за проведением тестирования (не менее 4).
  • подготовка сертификатов для участников тестирования (не менее 40 000 экз.)
  • анализ результатов тестирования, выявление факторов, влияющих на уровень их ИКТ-компетентности.
  • подготовка рекомендаций для региональных органов управления образованием по результатам тестирования .

 

Итоговый отчет о проведении тестирования учителей и учащихся.

Рекомендации для региональных органов управления образованием о дальнейших шагах по повышению уровня ИКК учащихся и учителей ( по результатам тестирования).

 

  • Подготовка итоговой версии Инструмента и набора контрольных заданий для учителей и учащихся

Структурное описание ( framework) итоговой версии Инструмента, включая: дополнения к спецификациям на разработку КИМ и требованиям, предъявляемым к Инструментам

итоговый набор контрольных заданий для учителей и учащихся

 

  • Проведение семинаров с участниками проекта по теме «ИКТ-компетентность учителей и учащихся, анализ полученных результатов» (не менее 3 семинаров, продолжительность - 1-2 дня, количество участников - не менее 15 человек)

Материалы семинаров, в т.ч. программа, и список участников, рабочие документы

  • Информирование педагогической общественности о ходе и результатах работ (размещение подготавливаемых материалов на сайте и публикация их в СМИ, участие в работе конференций, размещение подготавливаемых материалов в СМИ).

Публикации на сайте проекта.

Отчет об участии в конференциях, презентации докладов (не менее 3).

Материалы печатных изданий в СМИ (не менее 4).

  • Проведение итоговой конференции для обсуждения результатов реализации проекта (продолжительность 1-2 дня, с количеством участников не менее 45 человек).

Материалы конференции, лист регистрации участников

 

 

 

 

 

  • Подготовка и представление в НФПК итогового отчета о реализации проекта

Описание работ, выполненных за отчетный период

 
 ©, 2009, E-Publish