О программе

Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

О программе

 

Программа В1. Организация обучения будущих и работающих педагогов и руководителей учреждений образования применению ИКТ в образовании

Разработка инструмента для оценки компетентности школьников и учителей в области использования ИКТ

Цели и задачи

Целью работ по данному направлению является разработка инструмента оценки уровня информационной и коммуникационной компетентности учащихся и учителей (далее – Инструмент) и  проведение  с его помощью автоматизированной оценки (тестирования)  информационной и коммуникационной компетентности  школьников и учителей в регионах проекта ИСО.

Информационная и коммуникационная компетентность школьников и учителей в рамках проекта ИСО определяется как способность учащихся и педагогов использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (access) к информации, ее поиска (define), организации (integrate), обработки (manage), оценки (evaluate), а также ее интеграции (create) и передачи/распространения (communicate), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях (knowledge based economy).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить цели тестирования и возможные варианты использования полученных оценок, включая определение используемого в Инструменте содержания (content), желательного уровня трудности тестовых заданий и используемой шкалы оценок, определение необходимых исследований для оценки валидности тестовых заданий, выбор используемого материала из предметных (образовательных) областей и уровней когнитивной сложности заданий,  для двух целевых групп (учащиеся и учителя).
  • Разработать исходный (начальный) набор контрольных заданий и их формат для двух целевых групп (не менее  44  вопросов).
  • Провести экспертную оценку и редактирование контрольных заданий для двух  целевых групп, включая: проверку соответствия формата заданий целям тестирования, проверку заданий на точность формулировок, релевантность описанию Инструмента, наличие технических изъянов, грамматических ошибок, читабельность.
  • Проводить постоянную  апробацию текущей версии Инструмента на базе 2-х  образовательных учреждений Калужской области.
  • Проводить регулярную психологическую экспертизу тестовых заданий для обеих целевых групп  в процессе разработки Инструмента.
  • Осуществлять методическое обеспечение пилотного тестирования  Инструмента на представительной выборке школьников и учителей Калужской области.
  • Провести анализ результатов пилотного тестирования для оценки статистических характеристик отдельных заданий и исключить те, которые не удовлетворяют установленным критериям.
  • Проводить доработку  текущей версии Инструмента, в т.ч. контрольных заданий,  по результатам апробации, пилотного и массового тестирования  на каждом этапе.
  • Провести обсуждение подготовленных материалов со специалистами в области педагогических измерений и представителями педагогической общественности.
  • Основываясь на характеристиках оболочки, разработанной при подготовке проекта, подготовить спецификации контрольно-измерительных материалов (КИМ) и требования к среде Инструментов тестирования.
  • Провести сборку форм Инструмента. Определить оценочные шкалы и провести нормирование и шкалирование (equating and scaling) подготовленных форм.
  • Разработать руководства по процедуре проведения оценки результатов тестирования учащихся и учителей для персонала, проводящего тестирование, а также методические материалы по подготовке к тестированию  для учащихся и учителей.
  • Обеспечить сопровождение работ по измерению компетентности школьников  и учителей в области использования ИКТ в регионах проекта в 2006-2008 гг. (в рамках пилотного и массового тестирования), в т.ч. консультирование администраторов и организаторов тестирования в регионах  проекта ИСО и на специализированном Интернет-сайте , выборочный выезд в регионы проекта для контроля процедуры тестирования и др.
  • Подготовить итоговый набор контрольных заданий для двух целевых групп (не менее 50 вопросов для  школьников и не менее 50 – для учителей).
  • Подготовить итоговую версию Инструмента для его дальнейшего использования в сфере образования.
  • Проводить постоянное информирование педагогической общественности о ходе и результатах проведения проекта на Интернет-сайте, семинарах и конференциях, круглых столах и публикациях в СМИ.

Планируемые результаты:

  • Проверенный на практике (работоспособный) инструмент оценки уровня информационной и коммуникационной компетентности учащихся и педагогов (итоговая версия), готовый для  дальнейшего широкого  использования в сфере образования
  • Итоговый набор контрольных заданий для двух целевых групп (не менее 50 вопросов для  школьников и не менее 50 – для учителей).
  • Руководство для организации и проведения тестирования школьников и учителей и методические материалы/рекомендации по подготовке к тестированию (для учащихся и учителей).
  • Рекомендации по использованию Инструментов для измерения компетентности школьников в области использования ИКТ в рамках ЕГЭ и повышения квалификации  педагогов
  • Система методической поддержки Инструмента на Интернет-сайте.

Сроки выполнения работ

Общий срок: 31 месяц
Начало работ: 1 ноября 2005 г.
Завершение работ: 31 мая 2008 г. 

 

Работы выполняются в 6 этапов:

  • этап 1 - ноябрь-декабрь 2005 г.;
  • этап 2 - январь-август 2006г.; 
  •  этап 3 - сентябрь 2006г.- декабрь 2006 г.; 
  •  этап 4 - январь-апрель 2007 г.; 
  •  этап 5 - май-ноябрь 2007 г.; 
  •  этап 6 - декабрь 2007 г. -май 2008 г.

Исполнители:

Центр развития образования, Исполнительный директор – В.Ф.Бурмакина, научный консультант – международный эксперт М.Зелман

 
 ©, 2009, E-Publish