Оценка ИКТ-компетентности

Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Оценка ИКТ-компетентности

 

Программа В1. Организация обучения будущих и работающих педагогов и руководителей учреждений образования применению ИКТ в образовании

Разработка инструмента для оценки компетентности школьников и учителей в области использования ИКТ

Описание проблемы

Индикаторами успешности проекта ИСО является его влияние на формирование информационной и коммуникационной компетентности (ИКК) выпускников девятого класса, которые завершают обучение по программе основной школы, и учителей. Эти индикаторы позволяют косвенно оценить влияние изменений в содержании и методах учебной работы в школе, которые связаны с внедрением ИКТ в практику учебной работы, с реальным уровнем использования и востребованности новых информационных технологий в образовательном процессе. Для определения этих индикаторов дизайном проекта ИСО предусмотрена регулярная (ежегодная) оценка изменения уровня компетентности школьников и учителей в области использования ИКТ в регионах проекта ИСО (Красноярский край, республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край).
Анализ существующих методов оценки компетентности школьников в области использования ИКТ, в том числе, используемых в Российской Федерации в рамках эксперимента по единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также рассмотрение подготовленных Минобрнауки РФ проектов стандартов по информатике (2004 года) показывают, что существующие методы оценки ИКК ориентируются, почти исключительно, на формирование технологических навыков и алгоритмического мышления школьников. Такая же ситуация сложилась и в повышении квалификации учителей в области ИКТ. Оценка умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную ИКК школьников и учителей, сегодня практически не обсуждается. Поэтому, использовать существующие сегодня в РФ измерители компетентности школьников в области использования ИКТ (итоговая оценка по курсу информатики, или результаты ЕГЭ) не представляется возможным. Точно также это невозможно сделать и для учителей.

В рамках проекта ИСО формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся и учителей способности использовать современные ИКТ для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или ИКК) должна обеспечить школьникам  и учителям возможность:

  • успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет),
  • жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях (knowledge based economy).

При определении компетентности школьников и учителей в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков (умственных навыков высокого уровня).

Для оценки результативности проекта ИСО необходимы специализированные инструменты, которые позволяют оценить демонстрируемые школьниками и учителями способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИКК учащихся и педагогов, сделать измерение соответствующих индикаторов успешности проекта практически возможным.

 
 ©, 2009, E-Publish